Город воздухоплавания и состязаний по стрельбе из луков.

Посетил в 2011 году.

Архив с данными по городу Великие Луки (3,93МБ).

Архив с фото и видео по городу Великие Луки (23МБ).

Подготовка к отъезду. Совет.

Как таковая, заняла около 2 часов. Ну вы меня знаете, собрал с собой все, что только можно было собрать; под самые непредсказуемые жизненные ситуации. Получился полностью заполненный рюкзак на 13 кг; но не походный, а скорее "дачный".

Может, это смешно; но у меня родилась прикольная идея.

Так вот. Если на самое дно рюкзака положить обычную коробку из-под ботинок - получим несколько плюсов:

- рюкзак стоит и не заваливается набок;
- в коробке можно вести небезопасные или хрупкие предметы;
- при таком раскладе есть некий выигрыш в пространстве, т.к. рюкзак не "скукоживается".Также могу добавить, что после момента отъезда из Великих Лук она уберегала сувениры от перегрузок, а они были значительные.

Отъезд в Великие Луки. Комфорт наших РЖД.

Коробка из-под обуви ребром давила на поясницу. Но мы люди умные, просто упаковку платков засунул как подкладку - и все дела.

Как обычно, приехал на полчаса раньше, чем нужно. Сидя в зале ожидания, наблюдал классическую сцену дамы-с-собачкой. Сфоткать не успел, но картина была умиленная. Особенно с ее шляпой. Да-да, собачки. Чтобы не пекло бедненькой.

В поезде меня ждал жуткий облом. Во-первых, мне хоть и досталась боковая плацкарта, удобнейшее место ночью по ряду причин, но... она оказался нижней, а не верхней. Соседкой по койке была вызывающая женщина лет 48; все, думаю, не договориться. Но попробовал. В итоге я перекочевал наверх, т.к. всем оказалась выгодной смена позиций.

Слева от меня сидела обалденной красоты девушка с ребенком лет 3-х. Я с ней разговорился несколько позже, но перед этим ее чадо отмочило нечто необычное: "А у меня мама сильная, она мать-одиночка!". Я выпадаю в осадок удивления; и от ребенка, и от статуса мамани. Разговорившись на эту тему, выяснилось, что даже несмотря на этот кризис, статус дает ряд преимуществ, в т.ч. дополнительный отпуск, возможность брать за свой счет и без взяток устроить дитя в детский садик. Ситуация с детскими садами плачевная не только в Москве, по ее словам.

Теперь о самом поезде. То ли экономят на вентиляции, то ли так принято: включалась она раз в час или реже на 5 минут. В итоге в вагоне царила жуткая жара во время остановок, а во время движения частично компенсировалась открытыми окнами (они не везде открывались вообще, конструкция вагона такая). По сравнению с плацкартой поезда казанского направления, спальное место несколько меньше; но оборудовано поручнями против падения и их не нужно требовать у бортпроводницы. И еще один жуткий минус – это пыль. Когда все достали свернутые матрасы, воздух наполнился пылинками разных размеров (в т.ч. и огромных), которые моментально оседали на одежде и других поверхностях. Не говоря о том, что этой гадостью дышали все. В общем, такой концентрации пылищи я не видел ни в одном месте за свою жизнь.

Как следствие дискомфортных условий в поезде – начались проблемы со сном. Мои пол-литра воды ушли уже через 2 часа, поэтому пришлось покупать еще (кваса уже не было: раскупили весь). Футболку можно было выжимать. Хотелось снять, но неудобно. То ли из-за пыли, то ли человек болел; но какая-то бабка мучилась мокрым кашлем всю ночь до своего выхода: до 3 часов утра. И матерился на нее в мыслях, и слышал, что матерились другие втихаря; но ведь ничего не сделаешь. Радовало то, что ветер был от нее, и всю ее заразу сносило в конец вагона.

Заснул. Сон без видений, просто провалился и все. Просыпаюсь, открываю глаза и офигеваю: нет никого! А поезд движется. Может, я сплю? Нет. А где все?.. Выяснилось: мать-одиночка со своим ребенком пошли в туалет, а все остальные люди вышли до конечной станции! Похожая ситуация была со мной в метро, когда я уснул, а меня не проверили на конечной остановке; так и уехал в депо, где и проснулся.

Так и ехали мы с маманей; наши дороги разошлись после выхода из вагона, т.к. нужно было в разные части города. Стоит отметить, что железнодорожный вокзал находится в самом городе; в то время, как по картам яндекса утверждается, что он на полтора километра южнее городских границ. Вокзал Великих Лук просторен и с минимумом бетона.

Город Великие Луки, его жители, организация быта.

Сам город в первый день вызывал ощущения бандитского города, вроде New Reno в Fallout 2. Недалеко от автобусной остановки выясняла отношения группа из 3 человек, на тюремном жаргоне. Орали так, что было слышно каждое слово. Потом настучали 3 раза одному по репе, и успокоилось все. Рядом с вокзалом – сразу куча мусора, в центре города через каждые 5 метров валяется какая-нибудь пивная бутылка или фантик.

Сел в нужную маршрутку, половина города пересеклась всего за 10 минут, с учетом светофоров. Чуть не пропал мой GPS-навигатор: он сел в маршрутке, и в этот момент сработала подсознательная автоматика: расстегнул карман рюкзака и сунул его туда (совершенно не запомнил этого, я спать хочу!). А мог положить на сидение и забыть при выходе.

Подчеркну, что в городе за весь первый день пребывания я не видел ни одного мента (поправка: в воскресение в честь праздника силовиков заметил одну «девятку»). Даже в Гусь-Хрустальном видел нескольких представителей этого прекрасного пола, но в этом городе – ну совсем труба. Жалею о том, что продумал все, кроме обороны: оружие с собой не взял.

На улицах часто попадаются кошки. Комары – гигантских размеров и кусаются соответственно. Асфальт в центре города ровный, сравним с московским. А еще в городе очень тихо, отсутствует людская суета. Совершенно нет пробок, количество иномарок составляет 40-50%; один раз видел BMW X3, ну это вообще роскошь. Везде есть указатели улиц и номера домов. Есть культура «пешеход всегда прав».

Люди разные. Попадаются очень хорошо одетые пенсионерки. Работа после пенсионного возраста присутствует. Пары тоже различны по своему складу и внешнему виду; думаю, здесь материальное состояние не рассматривается как главный критерий. Про безработицу ничего узнать не удалось.

Имеется собственное производство фарфоровых изделий, художники пишут и продают картины, хлеб свой, кондитерские изделия. Великолукский молокозавод обеспечивает город и его окрестности. Все нужно хранить в холодильнике, сроки годности малы, но вкусно – не то слово.

Давно понял, что больше смысла в том, чтобы снимать квартиру в чужом городе, нежели гостиницу. Казалось бы, это очевидно; но далеко не каждый сможет снять квартиру хотя бы из соображений большего времени на поиски и недоверия ее владельцу (блин, вот параноидальные истерички!). Плюс попадаются посуточные квартиры, в которых цены даже выше гостиничных.

В общем, заселился в квартиру, 600 рублей в сутки, вдвое ниже самого дешевого гостиничного номера. Квартира расположена в пятиэтажке (подчеркну, что город – смесь частных домов и преимущественно пятиэтажек; 9-этажка считается элитой, и видел я таких дома всего 4). А внутреннее состояние комнаты полностью сохранило советское настроение.

Все в порядке. Только нет микроволновки, стиральной машины. И телефона (кто-то натрепал по межгороду?). Зато газовая плита, хорошая вентиляция, расположение в центре города и сюрприз, висящий на стене. Но ЭТО меня просто убило, особенно если учесть то, что я на кровати успел поспать. Ухаха! "ЭТО" - фото "11. Сюрприз над кроватью_copy.JPG".

Ну, были еще мелочи. Вроде пустого холодильника. Также пустил свою старую футболку на тряпки, т.к. нечем было протереть стол; а тряпки в продуктовом не продавались.

Смотался в магазин «Магнит», он по популярности сравним с нашим «ашаном» (а еще есть «Смоленский рынок» со всяким разным). Набрал всякой всячины; был уверен, что денег не хватит; а вышло всего на 500 руб. Гречка по 70 рублей, вермишель твердых сортов пшеницы 19-35 рублей. Но молоко 3,2% стоит 40 рублей при максимальном сроке хранения в 7 дней, и фрукты держатся на отметке цен «ашана». Сосиски производства «Великоновгородский мясной двор» - утоляют голод и оказались вполне сносными.

Достопримечательности Великих Лук.

Очень интересно их расположение. Если даже в Гусь-Хрустальном достопримечательности были разбросаны по всему городу, то здесь все они находятся в его центре. То есть, машина просто не нужна: вышел из одного места, протопал метров 100-200 – следующее. А также интересна их комплектация: в интернете нет информации об их полном списке, и именно в квартире я нашел то, что решило мои проблемы (сюрприз!): настенная карта города со списком всех достопримечательностей.

Который тоже оказался неполным. Я так и не нашел памятник на Братском кладбище; если это не крест на холме, который здорово смахивает на братскую могилу.

Рекомендации к просмотру: художественный салон на пересечении улицы Некрасова с проспектом Ленина (цены, правда, покусываются); краеведческий музей (не работает в ПН), музей почты. Внимание: находится в здании действующей почты по улице Некрасова и не работает в ВС; а в ПН директор не соизволил выйти на работу, поэтому меня просто не пустили. Сувениров мало, только в краеведческом музее и художественном салоне. Не покупайте продукцию обжига на молоке и керамику: 100% развод по деньгам; в Пскове такая же продукция стоит от 150 руб. Ну а москвичам нет смысла покупать гжельскую продукцию, вы же понимаете.

О главной достопримечательности города, Великолукской крепости, читайте в википедии. Самой крепости не существует; это полностью разрушенный архитектурный памятник, за исключением нескольких арочных проемов. На ее территории находится старик; то ли он псих, то ли ему специально платят: выкрикивает торжественную речь об освобождении от фашистов на двух разных языках.

Не знаю, стоит ли это называть достопримечательностью города, но все же. Иду по проспекту Ленина. И тут на фоне двух- и пятиэтажек возвышается новое красивейшее здание красноватого оттенка. Был уверен в том, что это здание какого-нибудь банка. Вглядываюсь в название – не поверите: сельскохозяйственная академия!

Список достопримечательностей находится в общем архиве с информацией по городу. Плюс цветной фонтан по улице Некрасова; правда, включается он только по праздникам.

Для обследования достопримечательностей вне города требуется автомобиль. Мне известны эти два:

Музей-заповедник М.П.Мусоргского.
Адрес: 182001, Псковская область, Куньинский р-н, п/о Наумово, музей.
Проезд: От Москвы - на поезде "Москва - В.Луки" до ст. Жижица (2 км от музея).
От г. Великие Луки на поезде "В.Луки - Москва", "В.Луки - Нелидово" до ст. Жижица.
На автотранспорте: автотрасса Москва-Балтия (400 км.), стоит указатель "Музей М.П. Мусоргского". Режим работы: ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме понедельника.
Внимание: только экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности.
Телефон: 8-81149-31140.

Музей истории ВОВ, Великие Луки.
Адрес: 182156, Великолукский район, д. Борки.
Телефон: 8-8253-23183, 23101.
Деревня Борки отсутствует на картах «Навител» от 2010 года.

Воздухоплавание в Великих Луках.

Отдельная тема. Город Великие Луки официально считается столицей воздухоплавания уже много лет. Летают и зимой, и в дождь. Но даже несмотря на это отрасль начинает переживать некоторый кризис нехватки средств. А так как она почти градообразующая…

Все осложняется тем, что не все так просто вроде «приехал в город, позвонил, забрался в корзину и полетел». Аэростаты требуют очень стабильной погоды, идеальной погодой является антициклон. И нередко возникают ситуации, когда и предприниматель хочет подняться в воздух, и покупатель отдать деньги. А вот фиг. Иногда люди попадали в такую ситуацию, что приезжали в город и неделю ждали лучшего времени для полета (еще раз поясню, что термины «хорошая погода» у обывателя и члена аэростатного спорта сильно отличаются).

Мне повезло и не повезло. Повезло, что поднялся в воздух уже на следующий день после прибытия, и скорость полета достигла 40 км/ч. Не повезло, что подъем произошел в 5 утра.

За мной приехали и довезли обратно до дома позднее. По прибытии на площадку лицезрел спешную сборку аэростата для двух блондинок. Мой пилот и его команда также приступили к этой затее и вовлекли в нее меня.

Вес полотна аэростата составляет 110-150 килограмм. Вес всей конструкции – около 280 кг. 3 баллона со смесью пропана-бутана, один из которых запасной. Две спаренные горелки, одна из которых резервная. Карманы пилота завалены зажигалками на случай, если горелка погаснет. Рассказали про случай, когда горелка погасла, а девушка и пилот оказались некурящими и без зажигалки; была экстренная посадка на траву железнодорожного вокзала.

Так вот. В накачивании полотна аэростата воздухом принимают участие 5 человек. Двое держат аэростат, один из них был я. Один носится от одного к другому, поправляет полотно. Один контролирует вентилятор. Один внимательно следит за всеми или сам принимает участие, если пассажир отказался.

С каким трудом мне удавалось держать это полотно! Ногами стоишь на нем, уперся в стойку, руками держишь – все равно ноги несколько скользили по земле, сносило. Проволока скользнула мне по ногам и разодрала джинсы; ерунда, все равно старые взял.

Если у двух блондинок был очень плавный подъем, то у меня было с точностью до наоборот. Мы взмыли в небо под звук горелки. Звук несколько оглушает, и жар головой ощущается очень отчетливо. Летим. Первую минуту руки приросли к корзине, потому что ее немного болтало.

В процессе полета были прикольные моменты вроде:
- фундамента (автомастерской?), владелец которой умер при строительстве. Нефиг было на месте храма строить;
- собачки, которые ненавидят и боятся звука горелки. Одна из них так испугалась, что сорвала привязь, влетела в открытую форточку дома и затаилась;
- ласточки летели вровень с нами на отдалении в метре или двух;
- линии ЛЭП вообще не видно глазом, это смертельный враг для человека в воздухе.

Посадка была жестковатой с сюрпризом. Лететь дальше было нельзя: густой лес, садиться негде. Опускаемся вниз. Внизу камни. Начали падать сильнее, чтобы на них не напороться. И тут меня озаряет:
- Куда ты летишь! Там же минное поле, смотри!
- У, блин…
Выбора не осталось. Приземляемся. Корзина села, тряхануло, бросило на стенку. Проскребла метров 7 по земле, накренилась, чуть не вывалился, выровнялась при помощи горелки. И в метре от коляски было минное поле из коровьих лепешек, а до камней еще метров 30.

После посадки был ритуал посвящения в воздухоплаватели. Но я о нем ничего не расскажу.

Когда из аэростата спускали воздух, полотно опустилось четко на минное поле. К счастью, в его складывании я участия не принимал.

А на мотодельтаплане не покатался. Они бы предоставили эту услугу, но пилот-инструктор по этому виду транспорта только один и в городе на тот момент не находился. 4000 час стоит.

Хочу добавить важную информацию: в городе конкурируют между собой две организации по воздухоплаванию, и накал нарастает. Не спешите заказывать личный аэростат за 8000 рублей; мне рассказали, что, бывает, даже звонят сами и за 3 предлагают. Что ж, я отлетал за 8; но даже это выгодно по сравнению московскими расценками и техническими возможностями (под боком аэропорты, особо не полетаешь, да?).

Итоги по городу Великие Луки.

Постригся, вероятно, в самом дорогом салоне-парикмахерской. 80 рублей за стрижку под машинку. Идя по проспекту, я размышлял: приколист я, буржуй или лошара. Склонился к первому.

Ладно. Не хочу писать об этом в стиле сочинения «как я провел лето», поэтому просто скажу, что город неплох; и предоставляю информацию по нему.

Но перед этим обмолвлюсь, что направляюсь я отнюдь не домой. Был непростой выбор, но я все-таки решился ехать в Псков. На текущий момент есть непонятки о железнодорожном сообщении между этими городами, поэтому было принято решение ехать на автобусе. С учетом того, что у меня о Пскове нет ровным счетом никакой информации, я ощущал себя камикадзе.

Но вот везение: пока я шел по улице Некрасова за 2 часа до отъезда, я обнаружил… интернет-кафе! Радостный вваливаюсь, нашел всю информацию по гостиницам, достопримечательностям и посуточным квартирам. И снова был сделан выбор в пользу квартиры: 700 рублей в сутки; с микроволновкой и стиральной машиной! В 22:40 выйду из автобуса, поймаю такси и прибуду на место. Почти центр города, кстати.

А за интернет я заплатил 12 рублей и за распечатки 8. Бугага!

Так, возвращаясь к Великим Лукам.
Ориентация города: воздухоплавание, стрельба из луков, съезд байкеров. Расстояние от Москвы: около 460 км. Направление поезда: рижское с Рижского вокзала. Цена плацкарты: 800 рублей, 1 июля предварительная покупка билета не потребовалась бы. Самый дешевый гостиничный номер: 1100 рублей (гостиница «Идиллия»), самая дешевая квартира: центр, 600 рублей. Общественный транспорт: только маршрутки, 15 рублей. Рекомендованное время остановки: двое суток. Общие затраты на мою четырехдневную поездку составили 12000 рублей.

Автовокзал: от ж/д вокзала можно добраться автобусом №118, №111, на такси. Или пешком по автодороге между Октябрьской и Балтийской ж/д ветками до моста (1 км) и направо (100 м). А также, перейдя через пешеходный мост через Октябрьскую сторону вокзала на проспект Гагарина, можно добраться любым транспортом в сторону центра города (остановка «Автовокзал»).

Теплый и освещаемый зал ожидания вместе с билетными кассами работает с 4:30 до 19:30, предварительная продажа - с 9:00 до 12:30 и с 14:00 до 16:30; в зале ожидания находятся буфет (работает с 6:30 до 18:30), платный туалет (с 5:00 до 19:00), газетный киоск (с 7:30 до 18:30), междугородный телефон-автомат.

Телефон справочной автовокзала (81153) 5-31-21.

От себя добавлю: любыми путями избавьте себя от поездки из Великих Лук на автобусе! Вокзал воняет, и в нем летают мухи, а билет из Великих Лук в Псков обошелся мне в 572 рубля! Дискомфорт, отсутствие места протянуть ноги, и 5,5 часов езды заставили меня вспомнить "комфорт" РЖД с нотками трепета в душе (отсидел себе весь зад). Правда, чистые полы и совсем нет пыли. И это лучший автобус в парке! Для остальных – «ПАЗики».

Стоит сказать, что нужно быть очень внимательным при поиске некоторых достопримечательностей, так как либо вывески очень маленькие, либо нужное здание как будто специально спрятано от взглядов туристов.

Координаты агента, предоставляющего дешевые квартиры в центре города Великие Луки. Я сначала не поверил, но когда заселился и начал расставлять на карте маркеры достопримечательностей – выяснилось, что все они находятся западнее всего на 1-2 километра. Итак, квартиры посуточно/почасово: Дмитрий, 8-911-382-8210, 8-906-220-3143, mitya1983@inbox.ru.

Воздухоплавание. Компанию, что мне оказала услуги, – укажу; конкурента – ищите сами. Сайт: https://www.aerolyki.ru/ (уже умер). Цены: 1 человек с посвящением в воздухоплаватели - 8000 рублей; 2 человека - 14000 рублей; 3 человека - 17000 рублей; более 3-х человек - 6000 рублей с человека. Возможен полёт одновременно 10 аэростатов, т.е. группы 20-25 человек. Телефон для связи с пилотом моего аэростата: 8-921-503-8330, Владимир.

Опубликовано: 10 июля, 2011. Рубрики: Без рубрики Опубликовано: Теги: , ,